«А вы достойны покушения?»

В начале 2000-х «новая драма» уверенно вошла в российский театральный контекст, став при этом одной самых дискуссионных тем. Попав на сцены «Театр.doc», Центра драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева, современная пьеса вскоре перекочевала на площадки больших государственных репертуарных театров. «Терроризм» братьев Пресняковых Кирилла Серебренникова шел на малой сцене МХТ. Спектакль попал в конкурс «Золотой Маски» в 2004 году, доказав, что предыдущая номинация его «Откровенных полароидных снимков» по пьесе Марка Равенхилла в Филиале театра им. А.С. Пушкина ˗ не случайность. Новые тексты требовали нового театрального языка, вводили в российскую практику новых героев и неудобные темы.

  • «Терроризм», МХТ им. А.П. Чехова, Москва

  • «Терроризм», МХТ им. А.П. Чехова, Москва

  • «Откровенные полароидные снимки», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

  • «Откровенные полароидные снимки», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

«Терроризм»

Олег и Владимир Пресняковы

Пассажир 1: А вы достойны покушения?

Пассажир 2: Не знаю…

Пассажир 1: Ну, как, вот из–за вас могли бы заминировать аэропорт?

Пассажир  2 (нервно): А с чего вы взяли, что аэропорт заминирован?

Пассажир 1 (с иронией): Сам догадался.

Пассажир: Вообще–то, военные так сказали…

Пассажир 1 и Пассажир 2 (хором): Военные сказали?

Пассажир: Да, мне только что, сказали…

Пассажир 2: А я от них ничего такого не слышал… Я просто знаю, что кто–то оставил багаж на взлётной полосе. Сейчас сапёры пытаются узнать, что там. Пока узнают – все рейсы отменили, аэропорт закрыли…

Пассажир: И всё из–за какого–то багажа?!

Пассажир 2: Конечно… из–за какого–то! Там может быть всё, что угодно. Все могут взлететь на воздух. И наивно предполагать, что аэропорт заминировали ради политика, или учёного. Заминировали ради всех, ради всех, кто сейчас здесь сидит, потому что когда гибнут невинные простые ничем невыдающиеся люди – это ещё страшнее, чем погиб бы какой–нибудь значительный человек. Если гибнут самые обыкновенные, и, знаете, так, часто и помногу, гибнут не на войне, а прямо в домах, в самолётах, или по пути на работу, то всё в государстве меняется само по себе, и политики со своей никчемной политикой, и учёные с их  учёностью отправляются к чёрту…

Пассажир: К чёрту?..

Пассажир 2: Да, к чёрту, потому что никто и ничто не может управлять миром, где так часто гибнут обыкновенные люди, – часто и помногу…

Пассажир 1: Да, действительно, зачем охотиться за хорошо охраняемыми людьми, когда можно так запросто убить идею, или смысл – ведь их никто не охраняет… Смысл и идея всей жизни – в людях, во всех нас, но нас–то никто не охраняет! Даже сейчас охраняют аэропорт, а не нас!

Пассажир 2: Всегда страдают невинные…

Пассажир 1: Да, невинные страдают всегда… (Произнося эти фразы, Пассажир 2 и Пассажир 1 картинно мотают головами).

Пассажир 2: Хотя так или иначе все в чём–то виноваты…

Пассажир 1: Но это ещё не повод, чтобы подкладывать подо всех  мины!

Пассажир: Подождите, а с чего вы взяли, что там, действительно, в этих сумках что–то такое, что взорвётся?

Пассажир 1: Сейчас это выясняют, мы ничего не утверждаем, мы просто рассуждаем, а они (показывает на военных, стоящих в оцеплении), они – выясняют…

Пассажир 2: Но, в любом случае, – это уже взорвалось.

Пассажир 1: Да. Да. Взорвалось.

Пассажир: Как это? (Картинно оглядывается по сторонам). А где же тогда дым, осколки, руины? Где?

Пассажир 1: Это всё внутри.

Пассажир: Внутри?

Пассажир 1: Да, внутри всех, кто здесь сейчас сидит, – и кто не пускает нас (показывает на военных)…  Этих людей в оцеплении, их ведь от чего–то оторвали, от какой–то своей жизни…  заставили волноваться, нервничать, хоть они и делают вид, что им не страшно, но холодок внутри, знаете, сквознячок такой липкий – нет–нет, да и пробежит у них, я вижу… Всем здесь уже что–то сломали, вынудили думать совсем о другом… И вот что с этим делать?! А?!

 

 «Откровенные полароидные снимки»

Марк Равенхилл

Перовод: Александр Родионов

НИК. Что, танцуешь сегодня?

ВИКТОР. Нет. Я не танцую больше.

НИК. Хочется посмотреть, как ты танцуешь.

ВИКТОР. Я кончил танцевать. Я пришел забирать деньги. Да — мои деньги и мои костюмы. Ты выглядишь жутко.

НИК. Даа.

ВИКТОР. Пожалуйста. Что с тобой было?

НИК. Не могу вспомнить.

ВИКТОР. Не может быть, что не помнишь.

НИК. Нет. Я ничего не вспоминаю. Я пил.

ВИКТОР. Социалисты всегда пьют.

НИК. Думаешь?

ВИКТОР. В моей стране. Да. Человек — разумное существо, они говорят. Общество должно быть разумно организовано, они говорят. И каждый день они пьют по бутылке водки и падают на пол. Вот такой ты.

НИК. Я пил. Но я не социалист.

ВИКТОР. Ты мне сам сказал.

НИК. Ну и что, да. Я изменил взгляды.

ВИКТОР. Молодец.

НИК. Я подумал, что ты мне скажешь, где Надя.

ВИКТОР. Я не знаю.

НИК. Пожалуйста. Ты мне должен помочь. Я с ней хочу встретиться. Чтобы было все здорово. Я хочу стать частью Счастливого Мира.

ВИКТОР. Счастливый Мир?

НИК. Даа. Каждый день — новый день. Сами за себя ответственны. Не даем миру на нас влиять.

ВИКТОР. Хуй с этим Счастливым Миром, о кей? Большое жуткое вранье.

НИК. Но ты же мне рассказывал.

ВИКТОР. Да. Ну что — я изменил взгляды. Забудь Надю.